• Русский
  • English
LuxAutoCom - комфорт без компромиссов
Пассажирские перевозки: +38 (062) 349-72-27

VIP-перевозки,
пассажирские перевозки,
организация перевозок,
заказ автобусов, микроавтобусов

Немного истории

Мечты о самодвижущихся средствах передвижения издавна были присущи человеческому сознанию. Уже в эпоху средневековья появились транспортные средства, управляемые спрятанными внутри людьми. В 1490 году Леонардо да Винчи сконструировал повозку с ручным управлением. Независимо от Джеймса Уатта, создавшего в 1769 году первую паровую машину, появились паровые автомобили француза Киньо (1769-1770), почтовая карета Тревитика (1801), легковой паровой автомобиль Ханкока (1822), французский паровой омнибус (1873).

Основоположником автотранспортной науки в российском государстве является незаслуженно забытый ныне Василий Петрович Гурьев. В 1836 году им была издана фундаментальная работа: "Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов России посредством компаний". "Конечно, автомобилей с двигателями внутреннего сгорания тогда еще не было, и Василий Гурьев ориентировался на паровые автомобили, которые называл "сухопутными пароходами". Построенная им карта транспортных связей России отличалась удивительно точным предвидением экономического развития страны", — констатируют Куприн и Рубец… По мнению Гурьева, автомобильные дороги (шоссе) должны были покрываться торцовой мостовой, которую он, собственно, и изобрел. Теоретик Гурьев понимал необходимость безопасности перевозок пассажиров и грузов, а также отводил главенствующую роль подготовке профессиональных водителей и механиков. Кстати, слово "шофер" — французского происхождения и переводится как "кочегар". Вероятно, применительно к самодвижущимся аппаратам оно стало употребляться еще в эпоху паромобилей.

В 1895 году в Германии вышел на линию первый в истории городской маршрутный автобус, рассчитанный на 8 пассажиров. Эта новость облетела весь мир. Развитые в экономическом отношении государства принялись перенимать опыт, воровали идеи и технологии… Предприниматели понимали, что, несмотря на затраты, цель окупит средства — десятки тысяч человек захотят пользоваться новым средством передвижения и оплачивать услугу.

11 сентября 1896 года министр путей сообщения Российской империи князь Хилков подписал правительственное постановление "О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе Ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах". Эту дату следует считать началом регулярного пассажирского сообщения внутри городов, а также между городами и весями огромной страны.

Первые известные сведения о желании организовать омнибусное сообщение датируются 1896 годом. Подполковник Зубковский при поддержке почетного гражданина Волкова подал в Городскую управу ходатайство о разрешении пустить "экипажи с бензиновыми двигателями по двум направлениям". Дума гражданину Волкову отказала, как позже игнорировала и другие подобные предложения.

Одними из первых мест в России, где появился автобус, были города и курорты Черноморского побережья. В 1899 году купец Кошаниану из небольшого кавказского городка Шуша купил в Париже омнибус, который прибыл в сопровождении французского кондуктора, и возил пассажиров, к "великому восхищению жителей". Историю городского автобуса начнем со столицы Российской империи. Вот что сообщает Михаил Жуков: "Прежде чем автобусу удалось утвердиться в Санкт-Петербурге, должно было пройти почти десять лет, время, когда многочисленные попытки приспособить автомобиль для нужд городского транспорта заканчивались крахом для осмеливавшихся организовать омнибусное движение. Слишком сильны были в столице позиции конной железной дороги. Конка перевозила не только пассажиров, но и грузы, сеть дорог была хорошо развита, а городская казна неплохо подпитывалась вливаниями со стороны владельцев городских конных дорог.

19 января 1901 года в Городскую думу Санкт-Петербурга поступило прошение от инженера и потомственного дворянина Ипполита Романова о разрешении ему организовать десять маршрутов электрического омнибуса. В феврале 1901 года омнибус успешно прошел испытания в Петербурге, вывод комиссии гласил: "При движении по улице с неровно сколотым снегом, при поворотах и переездах через рельсы конно-железных дорог омнибус шел спокойно, без тряски и качки... Испытав экипаж в движении, мы пришли к заключению, что омнибусы, построенные по этой схеме, представляются удобными и безопасными для уличного движения и общественного пользования". 27 июня Дума выдала разрешение на открытие в столице регулярного движения омнибусов конструкции Романова. Предполагалось, что стоимость проезда будет равна 2,5 копейки. Однако жесткие финансовые условия, поставленные Городской думой, не позволили Романову воспользоваться этим разрешением. К тому же, как писал журнал "Самокат": "Управа полагает, что всякое улучшение сообщений будет понижать квартирную плату и поэтому представителям домовладельцев нежелательно...".

Жизнь диктовала свои условия. Стремительно растущее население городов обширного отечества требовало решения насущной проблемы массовых, доступных всем, независимо от достатка, перевозок.